АДРЕС РЕДАКЦИИ     ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ  
 


ПРОСТРАНСТВО МЫСЛИ

Статьи
Мировоззрение
Штурм
[!!!] AfterTime

СИНТЕЗ РЕАЛЬНОСТИ

Ин-Версия
Фенгород
Серая луна
Пси-Волна
Литий
Нереальность

НООМИРЫ

Мир II
Мирадуга

БУДУЩЕЕ.НОО

Содержание

ПОИСКИ И ПЛАНЫ

Отзывы

ФОРУМЫ ПРОЕКТА

Дискуссии
Форум Мирадуги

И.о. редактора рубрики - Илья "Voyager" Щуров, адрес для публикаций: http://comm.noo.ru/iv/.

Внимание авторам!

Рекомендуем перед отправкой материалов ознакомиться с этим файлом


Рассылки проекта




Noo.Ru:// Главная / Пространство мысли / Статьи / Все живое или Абсолютное Ничто

Все живое или Абсолютное Ничто

Научно-популярное эссе с фантастическим сюжетом

Victor A. Gusev ''Dr. VG'' [vgus@math.nsc.ru]

О чем "думает" микроб, попав в новое окружение молекул? О том, чтобы выжить и размножиться. В конце концов, он всегда об этом думает. Что означает фраза "микроб думает"? Это значит, что он решает задачу, как из окружающих его молекул сделать себе подобного и где взять для этого энергию. Задача стара, как весь мир живого. Любая живность на всех уровнях сложности от микроба до человека всегда решает эту задачу. И по сю пору не решила, и конца этому не видно, разве что вымрет всё-всё живое. Так ведь не вымирает, но всё время создает себе сложности, чтобы решать эту никогда не решаемую до конца задачу. Какой же смысл во всей этой бесконечной суете?

Итак, начнем с начала. Представим себе некое мироздание без живого с его вечной суетой. Представить-то его представим, но кто о нем узнает. Изнутри оно непознаваемо, так как из-за отсутствия живого некому познавать, а извне оно нам не доступно. В противном случае это было бы частью нашего наблюдаемого Мира. А теперь представим далекие времена, когда не было на Земле и нигде во Вселенной носителей мозга, задающего ей вопросы, а были бы только одни микробы. Но раз были такие времена, когда не было нас, то в еще ранние времена и микробов не было. И в той ранней Вселенной никто не решал задачу самосохранения и воспроизводства себе подобных. Не было организмов ни простых, ни сложных, которые исследовали бы Вселенную.

Получается, что если в законах, по которым развивается мироздание, не заложено появление на определенном этапе развития живых созданий, тогда оно ни для кого не наблюдаемо, ничем себя не проявляет, - нет его попросту. Но мы-то ощущаем себя живыми со всем сонмом проблем, связанных с поиском хлеба насущного и со всеми вопросами, сопутствующими решению этих проблем. Вот и получается, что в нашей Вселенной были-таки заложены условия появления нас, т.е. живых систем. Появление живого на Земле - это не результат случая, а результат закономерного развития, так же, как закономерно появление цыпленка из яйца курицы или цапленка из яйца цапли.

Дорассуждались - это что же получается, что вся наблюдаемая Вселенная живой организм? Получается, что - да. И какая же птица снесла это большое яйцо? Давайте сначала придумаем ей название, чтобы удобно было рассуждать дальше, назовем ее Абсолютное Ничто. Как же можно представить Ничто да еще Абсолютное? Можно представить абсолютный холод, когда исчезает понятие температуры, можно представить абсолютный вакуум, когда в объеме нет ни одного атома. В крайнем случае, можно представить абсолютную темноту. Но в этих абсолютах отсутствия чего-то всегда есть что-то другое. Нет температуры, но есть атомы; нет атомов, но есть пространство, где их нет; нет видимого света - есть фотоны, которые мы не можем видеть, но можем их обнаружить более чувствительными "глазами" приборов. А Абсолютное Ничто просто невозможно обнаружить, ему нельзя задать вопросы, его нельзя исследовать. Но мы уже поняли, что если чего-то нельзя исследовать, его просто не существует. Значит, Абсолютное Ничто тоже не существует. Получается, что - да. Но как же увязать между собой несуществующее Абсолютное Ничто и его способность порождать Нечто?

Сделаем еще одно усилие, скажем так, что Абсолютное Ничто абсолютно неустойчиво. Оно не может существовать только потому, что сразу же переходит в Нечто, порождает его. Итак, Абсолютное Ничто порождает Нечто со всеми его противоречиями, начиная от простых да - нет, плюсов - минусов, частиц - античастиц до мужчин и женщин с их иерархией противоречий. Совместим на мгновение все противоречия Мироздания в единое целое. Плюсы уничтожат минусы, частицы аннигилируют с античастицами, опять получим Абсолютное Ничто, которое абсолютно неустойчиво, поэтому сразу родит Нечто и т.д.

Но однажды распавшееся Ничто на иерархию взаимно противоречивых свойств, среди которых присутствуют и противоречия, связанные с появлением живого, обеспечивает появление нас с вами. А мы, то есть Homo sapiens, не можем выжить, не познавая окружающий мир. А познавая, мы меняем его по нашему разумению: строим хижины, ломаем хижины, опять строим, но уже дома, концентрируем рассеянный в минералах уран и делаем бомбы, сравниваем горы, распахиваем целину, реки перегораживаем плотинами и даже вспять повернуть хотим. В общем, так все меняем, так запутываем размеренно текущие природные процессы, что не могут они "вернуться на круги своя". Мало того, мы придумываем фантастические миры, заселяем их себе подобными, а затем начинаем их искать на Марсе, Венере и в далеком Космосе. Придумываем миры эльфов и троллей, злых и добрых фей, лилипутов и великанов. Для ангелов и чертей придумываем рай и ад. Придумываем элементарные частицы материи, конструируем приборы, чтобы их найти и, самое удивительное, находим их. Ведь элементарная частица нейтрино сначала была придумана и уж потом обнаружена в эксперименте.

 
 



Так что же мы все-таки познаем: законы природы, существующие помимо нас и управляющие нами, или же мы сами строим абстрактные модели явлений и навязываем наблюдаемому миру вести себя согласно им? Клавдий Птолемей считал, что если ввести некую абстрактную систему эпициклов и дифферентов, то Земля окажется в центре Вселенной, а все остальные светила будут вращаться вокруг нее. Навигационные карты составили, и ими даже пользоваться можно было, в том смысле, что попадать из пункта А в пункт Б, ориентируясь только по небу. Что, во времена Птолемея Земля была в центре Вселенной, а потом после Коперника переместилась на периферию? Не вяжется. Вряд ли хватит мозговых усилий титанов мысли и их последователей, чтобы совершить эту космическую перестановку.

Однако, мы уже почти сорок лет разбрасываем в ближнем и дальнем космосе земное вещество в виде космических аппаратов. Конечно, несколько тонн металла несоизмеримо малы по сравнению с массой Земли и вряд ли существенно повлияли на положение центра масс Солнечной системы. Тем более, что из космоса на нас постоянно сыплются и космическая пыль и метеориты в намного больших количествах. Но раньше нам тоже казалось, что срубить одно дерево или подстрелить бизона не велика беда - их много. А сейчас только в заповедниках их и можно найти. Искусственно сфабрикованные примеры, скажете, не имеющие отношения к обсуждаемому вопросу. Действительно, казалось бы, при чем здесь чисто механическое воздействие на окружающую среду, которое производит человек и влияние его мыслительных процессов на свойства мироздания, на законы, по которым оно развивается, может быть, даже независимо от живой материи и от нас с вами в частности.

Зададимся еще одним риторическим вопросом. Что изменяется в мире, когда мы открываем что-то новое для себя и, следовательно, увеличиваем объем наших знаний? Прежде всего мы изменяемся сами, поскольку увеличиваем объем информации, хранящейся в нашем мозге. А если это новое знание непосредственно касается живых систем, не важно, микробов, растений или человека. Все живое подчиняется единым законам уже потому, что генетическая информация закодирована в едином для всех четырехбуквенном генетическом коде. В таком случае новое знание о живом меняет нас самих. Допустим, что до получения этой новой информации мы имели модель своего строения, могли предсказывать свои реакции на то или иное воздействие. После осознания новой информации наша старая модель самих себя уже не точна и мы снова должны исследовать себя, чтобы построить новую адекватную модель. Очевидно, в такой постановке процесс познания бесконечен, так как познавая мир, мы его меняем, внося изменения в предмет познания. Другими словами, мы принципиально непознаваемы для самих себя. Читатель, которому импонирует тезис о том, что вся Вселенная является некоторым аналогом живого, согласится с этим выводом.

В качестве иллюстрации этих достаточно абстрактных рассуждений рассмотрим обыкновенную воду. Можно ли утверждать, что по мере совершенствования методов рентгеноструктурного и нейтронографического анализа жидкостей и, соответственно, увеличения наших знаний о них такая жидкость, как вода, постоянно изменяет свою структуру? Это самая распространенная и самая загадочная жидкость на Земле. Единственное, что мы можем утверждать, это то, что ее химическая формула - Н2О. А остальные ее физико-химические свойства в интервале температур, где она остается жидкостью, скажем так, не достаточно исследованы. Это некая нетипичная, особая жидкость? Да, нетипичная жидкость, особенно если учесть, что все живое содержит от 70 до 90% и более воды. Наш познающий аппарат - головной мозг, к примеру, состоит на 80% из воды. Вспомним нашу аксиому: познавая мир, мы изменяем его свойства. Чтобы быть последовательными, необходимо признать, что физико-химические свойства этих 80-ти процентов воды тоже должны изменяться в процессе познания мира. "Ну и что, - скажет скептик, - меняется раствор молекул в голове, меняются и свойства растворителя". Замечание справедливое, если считать, что в голове, как в кастрюле с борщом - мясо отдельно, вода отдельно. Борщ можно обратимо сублимировать, удалять и снова прибавлять воду. С мозгом такая процедура тоже возможна, но только один раз и в одну сторону.

 
 

 

Noo.Ru: Бюст Памелы Андерсен

Фантастический рассказ в письмах к подруге. Автор - Живетьева Инна. >>>




Все живое и мы с вами каждый день пьем воду, по возможности профильтрованную и очищенную от вредных примесей, а выделяем, насыщенную отработавшими в нас молекулами. Каждый день мы узнаем что-то новое, фиксируем его в памяти, таким образом, усложняем организацию воды, содержащейся в нейронах мозга. В том, что в процессе нашего познания мира мы изобрели огромное количество деструкторов окружающей среды, сомнений ни у кого нет. Но зададим себе еще один и последний в этом эссе риторический вопрос: а не "умнеет" ли вода в процессе эволюции живого, вода, которая многократно проходит не только через мочевой пузырь, но и через наши головы, пока мы живем?

Остановимся и проанализируем, что же у нас, в конце концов, получилось:

- Абсолютное Ничто абсолютно неустойчиво, следовательно, рождение Вселенной неизбежно;

- Вселенная только тогда наблюдаема, когда в ней существует живое, способное задавать вопросы;

- Появление живого - это явление, обусловленное законами, по которым развивается Вселенная, следовательно, вся Вселенная в определенном смысле есть живой организм;

- На некоторой стадии развития этого организма формируется вид Homo sapiens, который способен на космических и молекулярных масштабах изменять свойства Вселенной.

И, наконец, последнее. Мудрые утверждали: "знание увеличивает скорбь". Не потому ли это справедливо, что, познавая мир, мы изменяем не только его внешний облик, но, не осознавая того, изменяем саму первичную основу законов, по которым он развивался до появления любознательного живого вида Homo sapiens.

 
 





Если вам понравилось прочитанное, вы можете подписаться на рассылку "Коллективный разум", и получать материалы этой рубрики по почте

 
 

 

Noo.Ru: Все письма мира

миниатюра-фантазия. Автор - Лео. >>>






Навигация по рубрике:

<<< Предыдущий материал <<< [Содержание]>>> Следующий материал >>>


Noo.Ru:// Главная / Пространство мысли / Статьи / Все живое или Абсолютное Ничто

редактировать: [файл] | [каталог] | [рассылка]

 
  WWW.NOO.RU Designed by Studio Helena